Как устроен рынок учебной литературы

10.07.2018

В июле 2018 года специалисты MOST Marketing завершили исследование на рынке учебной литературы, которое включало в себя кабинетное исследование, опрос экспертов рынка и серию глубинных интервью с потребителями: среди библиотекарей, преподавателей и работников высших и средних учебных заведений.

В 2018 г. продолжилась стагнация рынка учебной литературы для профессионального образования. Она связана прежде всего с тем, что государственное финансирование высшего образования уже несколько лет подряд сокращается, произошёл массовый процесс слияния государственных вузов, в результате чего их число резко уменьшилось (при одновременном значительном сокращении числа филиалов), по различным причинам заметно снизилось количество частных вузов.

На протяжении последних 10 лет объем выпущенной учебной печатной литературы в сегменте ВО и СПО неуклонно сокращается. Одним из драйверов этого процесса можно назвать распространение электронных книг и электронных библиотечных систем (ЭБС), а также нормативные изменения, которые сократили потребности образовательных учреждений ВО и СПО в закупке новой литературы.

Можно констатировать, что даже в денежном выражении данный рынок стагнирует. Его объем на протяжении 10 лет колеблется в пределах 1,2-1,6 млрд. руб. И динамика нами прогнозируется негативная. По нашим оценкам объем рынка печатной учебной литературы к 2021 г. сократиться до 1,1-1,2 млрд. руб. Разница в показателях рынка в натуральных величинах и денежных обусловлена ростом средней стоимости 1 электронного издания ежегодно.

Кроме того, создание практически в каждом университете электронно-библиотечных систем привело к тому, что библиотеки стали приобретать учебную и научную литературу в основном в виде электронного контента на основе ЭБС, а на бумажных носителях — только единичные экземпляры или вообще отказались от закупки таких книг, что обрушило рынок бумажных изданий. Большинство учебных заведений предпочитают закупать несколько ЭБС и формировать сводный ресурс.

При этом развивается и сам сегмент ЭБС. С 01 сентября 2018 г. к электронным библиотечным системам будут применяться положения нового национального стандарта ГОСТ Р 57723-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения, согласно которым ЭБС должна обеспечивать предоставление электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Таким образом, разработчики ЭБС должны учитывать все требования законодательства и новых ГОСТов и гарантировать пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.

Стандарт определяет, что существует различие между электронно-библиотечной системой образовательной организации, формирующей для себя своё информационное поле, и ЭБС агрегаторов контента, коммерческими ресурсами. ЭБС вуза может содержать в себе несколько коммерческих продуктов или иных ресурсов, подобных открытым архивам или репозиториям. Тем не менее ЭБС вуза должна быть единой системой, а не конгломератом, т.е. представлять собой общую экосистему эксплуатации информационных ресурсов и управления ими. Для этого в стандарте используется понятие «оператор ЭБС». Отвечая за администрирование использования ресурса в организации, он становится ключевым элементом образования системы. Подразумевается, что эту роль должна взять на себя вузовская библиотека.

Стандартизация ЭБС связана, во многом, с тем, что доля e-контента в общем объёме продаж на рынке учебной литературы для вузов и ссузов постепенно увеличивается. За восемь лет рынок ЭБС уже сформировался, преодолев несколько этапов развития: от жёстких критериев госрегулирования до попыток создания рыночной модели реализации е-контента. К сожалению, в условиях ограниченных бюджетов сегмент отечественных электронных образовательных ресурсов испытывает немало проблем, как внутренних, так и внешних. Одновременно с этим повышаются требования заказчиков; издательствам необходимо внедрять новые сервисы в ЭБС, развивать и поддерживать инновационные технологии.

В результате объёмы рынка в целом в 2018 г. выросли, но произошло это в основном за счёт роста цен на покупку учебной литературы в ЭБС и оказания сопутствующих услуг (в основном - продажа образовательного медиа-контента и курсы повышения квалификации). В натуральном выражении мы прогнозируем стагнацию или даже сокращение рынка на 10-15% в 2018 г. При этом сегмент печатных книг уже стагнирует. Средние тиражи печатной литературы резко сократились (до 100-300 экз.), а продажи заметно снизились. Следует отметить, что стоимость подготовки оригинал-макета книги в среднем составляет 150-200 тыс. рублей. При тираже в 100, 200 или даже 300 экз. говорить о рентабельности подобной работы не приходится. Поэтому редактура и подготовка к выпуску книг упрощается. И это относится к отрасли в целом.

Наиболее востребованными тематическими направлениями (по удельному весу продаж и соответственно выпуска) остаются экономика, право и менеджмент, что отражает структуру контингента студентов вузов.

Безусловно, негативные тенденции на рынке учебной литературы для вузов и колледжей вызвали необходимость определённого пересмотра стратегии издательств. Перспективным направлением стало издание научных монографий, выпуск которых ещё три-четыре года назад был однозначно нерентабельным.

Однако сокращение тиражей, рост цен на книги, развитие технологии print-on-demand, возросшие требования к преподавателям вузов по вопросам подготовки научных изданий, повышенный спрос на монографии при формировании ЭБС вузов поменяли ситуацию на данном сегменте книжного рынка и в целом ряде случаев стали обеспечивать эффективность издания научных монографий.

Ещё одна важная тенденция - развитие электронного образования, внедрение в образовательную систему электронных и онлайн-курсов. Создание качественного образовательного продукта невозможно без опоры на уже созданные и опробованные учебники и практикумы. К сожалению, электронное образование сегодня пытаются свести то к просмотру видеолекций и презентаций, то к сетевому маркетингу. При этом слишком большое значение придаётся ИТ (причём декларативно). Фактически это эксперимент, но только качественный учебник позволяет действительно чему-то научиться, только использование современных издательских технологий и опыта даёт возможность создавать по-настоящему качественные онлайн-курсы.

Полезные статьи

07.11.2018
Предпроектная подготовка
Как это делают в компании MOST Marketing при подготовке к разработке маркетинговой стратегии
08.11.2018
Тренды населения
Результаты исследования взглядов людей на собственную жизнь и возникающие вызовы
Спасибо!

Ваша заявка отправлена. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время