Ассортиментная стратегия

Разработка стратегии для производства товаров в соотвествии со структурой спроса

Ассортиментная стратегия

Ассортиментная стратегия определяет набор товаров, услуг и сервисов, которые предприятие предлагает своей целевой аудитории на рынке.

Формирование ассортимента товаров - один из ключевых аспектов при текущей экономической деятельности и позиционировании в составе маркетинговой стратегии компании на рынке. В конечном итоге ассортиментная стратегия предприятия должна способствовать либо увеличению прибыли за счет оптимизации ассортимента товаров (расширение или сужение за счет сокращения неэффективных позиций) при формировании товарной матрицы, либо достижению целей компании в рамках стратегии позиционирования, например, когда компания стремиться охватить широкую аудиторию множеством товарных позиций.

Разработка ассортимента товаров необходима при возникновении следующих задач компании:

  • нарастить ассортимент уже выпускаемых товаров
  • реализовать стратегии конкурентной борьбы
  • проникнуть в быстрорастущие сегменты рынка
  • изменение позиционирования компании
  • увеличить прибыль компании за счет новых товарных позиций
  • задействовать производственные мощности

При разработке ассортиментной стратегии компания MOST Marketing задействует ряд исследовательских инструментов, стратегическое планирование и собственный экспертный опыт.

Определение целей и задач стратегии и ассортиментной политики начинается с изучения текущей деятельности компании:

  • исследования текущего ассортимента товаров предприятия (товарной матрицы)
  • изучение коммерческих возможностей
  • изучение производственных возможностей

При решении по развитию ассортимента товаров компании необходимо получить оценку текущего и перспективного состояния рынка. Для этого проводится маркетинговое исследование в рамках которого проводится исследование ассортимента товаров на рынке, выявляются конкурирующие и аналогичные товары и услуги, оценивается объем и перспективы развития сегментов.

  • Определение основных товарных сегментов на рынке
  • Оценка объема рынка товаров и услуг озеленения по товарным сегментам
  • Анализ трендов, факторов и тенденций
  • Прогноз рынка товаров и услуг

При благоприятном прогнозе рынка в выбранных товарных сегментах, проводится сегментирование потребителей, их изучение, выбор наиболее перспективных сегментов, наиболее востребованных целевыми сегментами товаров и услуг.

Сегментирование производится на основе различий потребителей, их характеристиках, реакций на стимулирующие факторы.

Следующим шагом становится изучение потребителей и конкурентов в целевых сегментов.

  • Оценка объемов потребления в сегментах
  • Оценка прибыльности продаж в сегментах
  • Уровень конкуренции в сегментах
  • Оценка с точки зрения сильных сторон компании
  • Определение наиболее привлекательных сегментов

На данном этапе определяются важнейшие параметры ассортиментной стратегии, определяются ключевые товары и сервисные услуги, могут быть получены сведения об эффективных способах взаимодействия с клиентами. Так в зависимости от сегментации и перспектив сегментов, может быть выбрана одна из стратегий охвата рынка, проведена оценка качества ассортимента товара компании.

При формировании товарной матрицы используются понятия широты (количество ассортиментных групп товаров), насыщенности (общее число товаров компании), глубины (предложение одного товара в разных вариациях) и гармоничности товарного ассортимента (гармоничность товаров компании между собой). В конечном итоге компания должна стремиться к оптимизации ассортимента товара в зависимости от собственных целей и задач.

Данные факторы позволяют сформировать ассортиментную матрицу за счет:

  • расширить ассортиментную матрицу путем включения новых групп товаров
  • насытить товарные группы, создавая исчерпывающий ассортимент
  • углубить ассортимент для охвата большего числа потребительских сегментов
  • гармонизировать ассортимент для целей позиционирования

Разработка товарной матрицы осуществляется на основе результатов исследований в соответствии с целями, задачами и возможностями предприятия.

Подготовка документов для стратегического управления ассортиментом товаров на предприятии является завершающим этапом работ и осуществляется в том числе в рамках стратегических сессий с участием заказчика.

  • Цели и задачи ассортиментной стратегии
  • Результаты исследований
  • Ключевые решения по ассортименту товаров
  • Товарная матрица предприятия
  • Возможные реакции на изменения рыночной конъюнктуры

Ассортиментная стратегия может быть дополнена стратегией позиционирования товаров, ценовой стратегией, коммуникационной стратегией, маркетинговым планом в составе комплексных маркетинговых стратегий.

Ассортиментная стратегия

01
Исследование рыночной конъюнктуры, параметров спроса, предложения и конкурентного окружения
02
Изучение целевой аудитории в организованных группах для получения качественных данных
03
Стратегическое планирование, поиск и тестирование гиоптез в формате очных сессий
04
Разработка эффективных стратегий развития на рынках товаров и услуг в B2B и B2C сегментах
05
Стратегия ценообразования и определения на рынке в зависимости от конъюнктурных условий
06
Стратегия рекламных и коммуникационных мероприятий для контактов с целевой аудиторией

Кейсы

VITEK

Производитель бытовой техники. Один из самых узнаваемых брендов в России.

Задача:

Обеспечение роста продаж продукции компании за счет новых каналов сбыта, поиска новых рынков, использования современных каналов маркетинга и PR.

Результаты:

Наши решения:

Реализация комплексного проекта по разработке стратегии маркетинга, дистрибьюции, продаж и PR существующих и новых продуктов компании.

  • Построение федеральной системы дистрибьюции продукции компании (57 регионов);
  • Поиск и вывод на рынок новых перспективных продуктовых линеек;
  • Комплексная маркетинговая и PR поддержка работы компании на рынке;

Результаты:

  • Увеличение доли рынка бренда до 10-12% (по ряду позиций до 30%);
  • VITEK получил награду BEST RUSSIAN BRAND.
HUAHE International

По заказу китайской международной консалтинговой компании HUAHE мы регулярно проводим исследования в России и на рынках стран СНГ.

Один из наиболее значимых кейсов:

Китайский производитель автомобильных аккумуляторов рассматривает альтернативные возможности на рынках России и стран СНГ:

  • поставки собственной продукции;
  • организация производства на территории рассматриваемых стран.

Задача:

Углубленное исследование состояния товарно-сырьевого рынка и подготовка аналитических выводов для принятия управленческих решений.

Результаты:

Наши решения:

  • Углубленное исследование рынка стартерных аккумуляторных батарей: состояние, объем, соотношение спроса и предложения, оценка уровня конкуренции, выявление схем дистрибьюции и маркетинга, анализ торговых партнеров.
  • Углубленное исследование рынка сырья для производства батарей: анализ соотношения спроса и предложений сырья, благоприятных и неблагоприятных факторов развития отрасли, тенденций спроса и предложения рынка материалов в будущем.
  • Подготовка аналитических выводов и конструктивных предложений в контенксте вопросов: масштабы инвестиций, стратегия ценообразования, ожидание прибыли, конкурентная стратегия, стратегия сбыта, барьеры для доступа на рынок, альтернативная и сопутствующая продукция.

Результаты:

На основе аналитических выводов были приняты решения о целесообразности реализации одной из рассматриваемых схем экспансии на рынок.

Белгородский Хладокомбинат

Производитель мороженого под брендом «Бодрая корова», представленного во многих регионах России.

Задача:

Разработка маркетинговой стратегии, нацеленной на рост бизнеса и увеличение объема продаж.

Результаты:

Наши решения:

  • Комплексный анализ рынка (в т.ч. изучение потребителей, розничный аудит, проведение фокус-групп);
  • Анализ конкурентов (7 компаний лидеров рынка) и бенчмаркинг компаний-аналогов;
  • Проведение стратегических сессий;
  • Разработка маркетинговой стратегии;
  • Разработка плана маркетинга для реализации стратегии.

Результаты:

Внедрение формализованной маркетинговой стратегии, отражающей планы компании по росту и развитию.

МОРЕМАН

Сеть фирменных магазинов по продаже товаров для любителей отдыха и спорта на воде - от парусного или моторного судна до непромокаемой и теплой одежды.

Задача:

Разработка концепции развития франчайзингового проекта федеральной сети магазинов.

Результаты:

Наши решения:

Специалисты MOST Marketing успешно провели комплекс работ:

  • Диагностика текущего состояния работы компании: бизнес-модели, организационной структуры, ассортиментной матрицы, ценовой и товарной политики компании;
  • Проведена серия стратегических сессий для определения стратегических целей развития;
  • Разработка концепт-бука;
  • Разработка регламента внутренних бизнес-процессов франчайзингового проекта. Разработаны схемы взаимодействия с франчайзи-партнерами; Подготовка договора лицензии;
  • Разработка внешней финансовой модели. Проведена экономическая оценка и обоснование франчайзинговых схем;
  • Подготовка B2B презентационных материалов для партнеров;
  • Участие в подготовке к дилерской конференции на которой была представлена концепция развития франчайзингового проекта сети Мореман.

Результаты

Сегодня компания «МОРЕМАН» успешный игрок на рынке - сеть фирменных магазинов, интернет-магазин с возможностью почтовой доставки, а также более чем 200 компаний - дилеров по всей территории России.

Более 70% оборота компании приходится на продажи за пределами Москвы, которые осуществляются через региональную дилерскую сеть и по прямым заказам клиентов, в первую очередь за счет реализации франчайзинговых схем открытия региональных магазинов «МОРЕМАН».

Предыдущий кейс
Следующий кейс

Часто задаваемые вопросы

Как формируется цена на разработку ассортиментной стратегии компанией MOST Marketing?
Чем Вы отличаетесь от других агентств маркетинговых исследований?
Вы имеете соответствующий опыт в маркетинге?
Как мне получить Ваше коммерческое предложение?
Как заказать разработку ценовой стратегии?

Полезные статьи

11.06.2018
Тренды рынка маркетинговых исследований 2018
Исследовательский проект Анастасии Черкашиной - ключевого специалиста MOST Marketing
10.07.2018
Рынок учебной литературы
Специалисты MOST Marketing провели исследование рынка учебной литературы и электронных библиотечных систем
Оставить заявку
Most Marketing

MOST Marketing — ведущая российская консалтинговая компания в области стратегического консалтинга и планирования, повышения эффективности бизнеса. Мы оказываем консалтинг-услуги в области разработки стратегии развития бизнеса и сопровождения реализации стратегии, маркетинга компании, проведения маркетинговых исследований, развития франчайзинга и бизнес-планирования.

Мы — не консалтинговая компания или маркетинговое агентство (маркетинговая компания, консалтинговое агентство) в классическом виде. Наша работа строго ориентирована на достижение конкретных прикладных задач клиентов. При этом наши сотрудники четко понимают, что реализация всех этих прикладных задач служит глобальной стратегической цели — росту чистой прибыли и увеличению стоимости бизнеса.

спасибо!

Ваша заявка отправлена. Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время